Счетчики




Яндекс.Метрика



Авары истинные и ложные

Инерционная фаза описываемого нами витка этногенеза нашла воплощение не только в созданном тюркскими богатырями «Вечном эле». VI—VIII вв. стали эпохой каганатов по всей Великой степи от Желтого до Черного моря. Причем все они: Хазарский и Аварский на западе, Тюркютский на востоке — возникли и исчезли, с известным допуском, почти синхронно. Случайность совпадения исключается. Во всяком случае единая закономерность этногенеза прослеживается настолько четко, что стоит уделить западным сверстникам тюркютов, хотя они и не были кочевниками в прямом смысле слова, несколько слов. О хазарах и их этногенезе мы уже написали выше, к тому же о них речь еще пойдет в особой книге. А вот о наследниках древнего Турана — аварах необходимо сказать. Но здесь мы наталкиваемся на загадку, над которой еще нужно поломать голову. Авары (обры), появившиеся в Европе в VI в., никакого отношения к истинным абарам-степнякам не имели. Более того, и о последних почти ничего не известно. Получается, говоря языком математики, одно уравнение с двумя неизвестными. Что ж, попробуем его решить!

Как мы помним, в 155 г. «неукротимым» хуннам удалось оторваться от преследования Таншихая и уйти на Волгу. Но странно, почему сяньбийское наступление на запад после этого прекратилось и почему в эпоху надвигающейся засухи сяньбийцы отказались от богатых земель Тарбагатая с их роскошными альпийскими лугами — джейляу и склонами, покрытыми лесом, столь ценимым кочевниками. Нет, тут что-то кроется! По-видимому, кто-то сяньбийцев отразил. Но кто?

Действительно, Таншихай отправил в Джунгарию армию, состоявшую из мукринов, приамурского племени тунгусской группы1. Эта армия дошла по северным склонам Тянь-Шаня до Тарбагатая и была там остановлен племенем абаров2, которые считались самыми воинственными в степной Азии. Происхождение абаров неустановимо, ибо они не относились ни к хуннской, ни к телеской, ни к тюркской группе, а составляли «особливое поколение»3. В истории Азии они упоминаются еще в VII в., после чего были покорены тюркютами.

Истинные абары были реликтом какого-то очень древнего этноса, слава которого гремела до VI в. Можно думать, что именно они разгромили угро-самодийские племена Западной Сибири, вынудив тех спасаться на север, по льду Оби, Волги и Енисея. Вероятно, «тролли» — образ предков лопарей. Это гипотеза автора, предлагаемая на основе обобщения разрозненных фактов; она подлежит проверке.

Но тому, что джунгарские абары были храбрецами, поверить можно, потому что остановленные ими мукрины, или мукри (кит. — мохэ), — этнос, хорошо известный на Дальнем Востоке и неоднократно прославлявшийся мужеством и стойкостью.

Китайские авторы, передавая звучание этого имени, отмечают этнографическое расхождение восточных и западных мохэ после миграции, сказавшееся в изменении быта и культуры. Для приамурских мукринов ключевым знаком является звериная шкура, для джунгарских — трава4. Это часто наблюдаемая этническая дивергенция, вроде разделения хуннов и гуннов, англичан и американцев, саксов — в Британии и саксов в Германии (саксонцев) и т.д.; примеров несть числа.

Однако мукрины и абары воевали друг с другом недолго, ибо им обоим грозила разбойничья держава Жужань. От нажима жужаней мукрины уходили в горы Тянь-Шаня, ибо были привычны к горам Хингана на своей покинутой родине. И они пережили своих обидчиков, которых в 552 г. разгромили тюркюты; с теми ужиться было легко. Потомки их выступают под разными названиями, но ясно, что часть их вошла в узбекский союз5, а часть — в состав современных киргизов, сообщив последним свой героизм, пронесенный через века. Засуха III в. отгородила абаров и мукринов от восточных, северных и западных соседей и дала возможность им уцелеть, пока они не слились в сложный этнос тюргешей, состоящий из «желтой» (мукрины) и «черной» (абары) ветвей. В VII в. тюргеши создали свой каганат, просуществовавший, как Второй Тюркский каганат, до середины VII в. Потомки абаров известны: это каракалпаки, часть которых в X—XI вв. попала в Древнюю Русь, сохранив свое название: «черные клобуки».

Итак, с истинными абарами как будто все ясно. Но кто такие псевдоавары, или вархониты?

В хуннское время в низовьях реки Сейхун (Сырдарья) жил оседлый народ хиониты, которых китайцы называли «хуни»6 и никогда не смешивали с хуннами7. Хиониты были сверстниками хуннов, гак как происходили из круга народов сарматского мира, поднятого пассионарным толчком в III в., до н.э. С хуннами в III—IV вв. они не встречались, а воевали с персами. Пустыня, располагавшаяся севернее их поселений, упасла их от гуннов, но в VI в. зазеленевшая степь открыла дорогу тюркютам к Аралу Хиониты не подчинились завоевателю — Истеми-хану и в 557 г. бежали от него на запад, под защиту угров. Всего ушло 20 тысяч человек, к которым позднее присоединились еще 10 тысяч угров, разбитых тюркютами: племена тарниах, кочагир и забендер8. Эта небольшая угорская примесь зафиксирована венгерскими археологами: 80% аварских черепов европеоиды, 20% принадлежат к западносибирскому слабо монголоидному типу.

Прикаспийские народы по ошибке приняли хионитов за истинных абаров9, некогда проявивших особую доблесть и свирепость. Это слово по-среднегречески произносится «авар», и в этом произношении хиониты вошли в историю. Но зачем им понадобился этот этнонимический камуфляж?

Автор VII в. Феофилакт Симокатта в своем труде «История» пишет об объединении двух племен: yap и хунни, сначала живших на р. Тил, которую тюрки называли «Черной». Они в 555 г., под давлением тюрок, бежали на запад, назвав себя «аварами» (абары-обры), так как «среди скифских народов племя аваров является наиболее деятельным и способным»10. Поэтому он называет европейских аваров «псевдоаварами», но тем самым оставляет открытым вопрос: кто же были истинные авары, точнее — абары, хунни и племя «уар» или «вар»? И где текла река «Тил»? Отождествление ее с Таримом11 невозможно, ибо из Такла-Макана в Европу пути не было. Его преграждали тюркюты (древние тюрки) — враги вархонитов.

Литература по этой проблеме столь велика, что здесь не может быть даже перечислена. Однако она критически проработана автором этих строк и изложена в нескольких статьях и главах книги «Древние тюрки» (М., 1967)12 и в примечаниях к книге М.И. Артамонова13. Многое прояснилось, но, тем не менее, вопрос не может считаться исчерпанным, так как многие авторы, следовавшие версии Симокатты буквально, оставили нераскрытой этническую принадлежность уар или вар (бар). Первое сведение о хионитах имеется у Аммиана Марцеллина. В 356—357 гг. хиониты воевали с персами, а уже в 359 г. участвовали в походе Шапура II на Амиду, где на глазах нашего автора погиб их царевич, красавец в глазах грека14. Вспомним, что Аммиану Марцеллину монголоидность гуннов казалась безобразием. Значит, хиониты были европеоиды, а угры — монголоиды.

Затем, севернее Аральского моря лежит суглинистая пустыня, которая гораздо хуже песчаной. Осадки не впитываются почвой, а образуют быстро высыхающие лужи. Переходы через эту пустыню были возможны только зимой, когда лошади утоляли жажду снегом. Как место развития большого этноса, равнина между Аралом и лесостепью непригодна, даже при повышенном увлажнении степной зоны. И ведь позднее, когда возник великий караванный путь между Хорезмом и долиной Яика, он был проложен через Устюрт, а не севернее Арала.

И наконец, слово «вар» или «уар» имеет значение — «река» на гуннском языке15, который, будучи тюркским, видимо, включал в себя архаизм, даже для того времени. Это слово, как имя собственное, сохранилось на Алтае: так называется приток Урсула — Уар.

Поэтому надо полагать, что слово «вар» (бар) или «уар» было эпитетом к этнониму хиониты; видимо, «вархониты» значило «речные хиониты»16, действительно жившие на берегах большой реки. Для греков, франков и славян этимология этого слова была неясна, и они приняли эпитет за этноним. Славяне называли хионитов, поселившихся на берегах Дуная, «обры», а слова «хион» или «хунн» не замечали.

И если так, то понятно, что среди казахских родов нет потомков «уар», тогда как потомки хионитов — голубоглазые блондины — встречаются в Младшем джузе, как потомки каракиданей — найманы17 в Среднем, а потомки кангюйцев-печенегов и хуннов в Старшем. Казахи, как и все крупные этносы, имеют много предков, т.е. этнических субстратов, спаявшихся в ходе истории в единую этническую систему, где реликты сделались элементами обновленного этноса. Так, современные англичане включают в свой состав остатки кельтов, датчан, норвежцев, анжуйских французов, и разница лишь в том, что на Западе легко забывают далеких предков, а в Великой степи их помнят и знают. И если потомков «уар» нет, хотя есть потомки их соседей — огоров — маджары и западных динлинов — кыпчаки, то можно заключить, что упоминание «уар» у Феофилакта Симокатты — плод недостаточной осведомленности ученого грека, а последующая грандиозная литература вопроса последствие «переходящей ошибки», вроде поисков Атлантиды или страны Шамбала18, а попытку сопоставить китайское этническое название «хуни» с этнонимом «хунну» надо считать неудачной19.

Но, видимо, возникновение ошибки было неслучайным. Запоминается наиболее важное, а здесь существенным было то, что свирепые пришельцы, осаждавшие Константинополь и разгромившие антский союз, не были степняками, как гунны или печенеги (канглы), гузы (торки) и куманы (половцы). Они были осколком древнего суперэтноса, расколотого проповедью Заратустры и вынужденного на склоне лет сменить родину Именно в VI в. Приаралье из «Турана» превратилось в «Туркестан», ибо Время (историческое) имеет такие же границы, как и Пространство. А то, что многие историки до сих пор смешивают авар с кочевниками гуннами, это их вина. Узкая специализация в истории дает тот же результат, как рассматривание звездного неба через микроскоп.

Именно отсюда возникло предвзятое мнение, что Запад многообразен и бурно развивается, а Восток — серая туча, скучная и бессмысленная, но иногда угрожающая культуре цветущего Запада. Нет ничего более неверного! Этносы Великой степи столь же разнообразны и закономерно изменчивы, как и те, которые живут на берегах Средиземного и Желтого морей, а вред соседям причинять могут не только кочевники, но и оседлые, лишь бы в этом была нужда. Этот тезис доказали авары, т.е. хиониты, перебазировавшиеся с Яксарта20 на Дунай.

Грозное имя абаров, заимствованное хионитами, вызвало панику у прикаспийских народов и позволило аварам добраться до безопасной страны — Паннонии, где они в союзе с лангобардами сокрушили гепидов и укрепились на Тисе и Дунае. Затем они победили и взяли в плен франкского короля Сигберта Австразийского, подчинили болгар-кутургуров, живших западнее Дона, и разгромили антов (славянское племя), которые после 602 г. исчезают со страниц истории. Потом они объединили вокруг своего знамени южных славян — склавинов и до 626 г. вели опустошительную войну против Византии на Балканском полуострове. Почти все древнее население Фракии, Македонии и Греции было истреблено, а земли заняты славянами. Некоторое время авары считались исчадием кочевой Азии, ибо действительно произвели жестокие опустошения в Германии, на Балканском полуострове и, особенно, в Моравии, но потом они исчезли бесследно. «Погибоша аки обре», — писал русский летописец Нестор.

Примечательно, что авары (хиониты), ровесники тюркютов, создали такую державу, как и «Вечный тюркский эль», где роль телесских племен играли болгары и славяне. «Дикими» авары отнюдь не были. Их дипломаты восстановили союз с Ираном против Византии и, подобно их предкам, штурмовавшим Эдессу, осаждали совместно с персами сам Константинополь.

Инерционная фаза позволяет консолидировать массы и легко управлять ими, если есть толковые вожди. А такие были и у тюркютов и у авар-хионитов. Но покоренные славяне в VII в. находились в акматической фазе и нашли в себе силы для сопротивления чужеземному гнету. Венеды — предки моравов, чехов, лютичей и бодричей — в 623—658 гг. объединились под главенством некоего Само и побеждали аваров. (Отметим для сравнения, что в 659 г. пал Западный тюркский каганат.) Кутургуры в 630 г. отложились от Аварского каганата, после чего натиск аваров на Византию ослабел. (В том же году пал Восточный тюркский каганат.) Полтора века об аварских набегах было не слышно. Наоборот, в 796 г. франки перешли в наступление и захватили аварские укрепления на окраине Венского леса, где нашли богатую добычу. Однако дальше на восток франки пробиться не смогли.

Чем объяснить такое умиротворение аваров, если исключить концепцию естественного старения этноса? В пользу последней говорит также синхронность этногенезов в Монголии и Паннонии, при различной природе этих стран, ином окружении и несходстве в характере и уровне производительных сил и культурно-политических контактов. Авары просуществовали до прихода венгров в 900 г., с которыми объединились и слились. Византия вела себя куда спокойнее, чем грозная и непоследовательная империя Тан, и потому авары пережили не только Тюркский, но и Уйгурский каганат.

Примечания

1. См.: Гумилев Л.Н. Три исчезнувших народа // Страны и народы Востока. Вып. II. 1961. С. 107—109.

2. Там же.

3. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах... Т. I. С. 296.

4. См.: Гумилев Л.Н. Три исчезнувших народа... С. 108.

5. См.: Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. II. Л., 1926. С. 533.

6. См.: Гумилев Л.Н. Эфталиты и их соседи в IV в. С. 129—140.

7. См.: Артамонов М.И. История хазар. С. 103—113. Приведена литература.

8. Подробнее См.: Там же. С. 140—141, 163.

9. Там же. С. 106—107. Прим. 12.

10. Феофилакт Симокатта. История / Пер. С.П. Кондратьева. М., 1957. С. 160.

11. Там же. Прим. Осиновой К.А. С. 211; Тил — Яксарт или низовья Сырдарьи; см. ниже.

12. См.: Гумилев Л.Н. Три исчезнувших народа. С. 103—113; Он же. Эфталиты и их соседи в IV в. С. 134—135; Он же. Эфталиты-горцы или степняки // ВДИ. 1967. № 3. С. 91—98; Он же. Древние тюрки. С. 35.

13. Артамонов М.И. История хазар (Ред. и примеч. Л.Н. Гумилева). С. 106—107.

14. См.: Марцеллин Аммиан. История. Вып 1. Киев, 1906. С. 233; Гумилев Л.Н. Эфталиты и их соседи в IV в. С. 134. Хиониты (греч.) или хуни (кит.) — потомки сакского племени хиаона. (Altheim Fr. Geschichte der Hunnen. Bd. 1. 1960. S. 53.) С.П. Толстов обнаружил в низовьях Сырдарьи «болотные городища», которые правильно приписал хионитам (См.: По следам древнехорезмийской цивилизации. М.; Л., 1948. С. 218).

15. См.: Иностранцев К.А. Хунну и гунны. Л., 1926. С. 63; Артамонов М.И. Указ. соч. С. 62.

16. В смысле «прибрежные, живущие по берегам реки».

17. См.: Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М., 1970. С. 136—139.

18. См.: Гумилев Л.Н., Кузнецов Б. Страна Шамбала в легенде и истории // Азия и Африка сегодня. 1968. № 5. С. 48—50.

19. См.: Haussig H.W. Theophylaktus. Exkurs über die skythischen Völker Byzantion. T. XXIII. 1953. S. 304—305, 345—362, 413—429; Enoki K. The Origin of the White Huns or Heptalites. East and West. 1955. № 3. С. 231—238. Ср.: Бичурин Н.Я. Указ. соч. Т. II. С. 260.

20. Яксарт (греч.), Гульзариун (перс.), Сейхун (араб.) — Сыр-Дарья.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница