Разделы
- Главная страница
- История каганата
- Государственное устройство
- Хазарская армия
- Экономика
- Религия
- Хронология ~500
- Хронология 501—600
- Хронология 601—700
- Хронология 701—800
- Хронология 801—900
- Хронология 901—1000
- Хронология 1001—2024
- Словарь терминов
- Библиография
- Документы
- Публикации
- Ссылки
- Статьи
- Контакты
Культ Бога Высочайшего: еврейский или нет?
В контексте дискуссии относительно истории иудаизма в Тавриде в античные времена представляется необходимым обсудить еще одно любопытное явление, так называемый культ Бога Высочайшего, часто не совсем верно интерпретируемый современными авторами. В I—III веках н. э., в условиях кризиса эллинистических языческих традиций, на Ближнем Востоке, в Греции, Малой Азии, Фракии и в городах Боспорского царства получил распространение сложный культ верховного бога, именуемого апологетами этого культа «Богом Высочайшим» (греч. Теос Хюпсистос). В некоторых работах можно встретить характеристику этого культа как «монотеистического». Между тем культ Бога Высочайшего скорее представлял собой генотеистическое* явление, а не монотеизм. Начиная со времени классического исследователя античного иудаизма Эмиля Шюрера (и во многом полагаясь на него) многие ученые интерпретировали этот культ как сформировавшийся под еврейским влиянием, т. е. наполовину еврейский, наполовину языческий. Следуя аргументации Шюрера, именно такое имя, Теос Хюпсистос, носил в Септуагинте (греческом переводе Ветхого Завета) бог иудеев; следовательно, культ Бога Высочайшего был сформирован под непосредственным влиянием иудаизма. Более того, последователи Шюрера пошли еще дальше и предположили, что предпосылкой к формированию этого культа послужило массовое обращение в иудаизм местных боспор-ских язычников нееврейского происхождения (греч. Себоменой, или «почитатели»)1.
Против концепции Шюрера и его последователей говорят несколько неопровержимых аргументов. Во-первых, в Боспорском царстве культ Бога Высочайшего был распространен прежде всего в Танаисе, где полностью отсутствуют свидетельства о пребывании евреев, за исключением одной надписи на амфоре (греч. дипинти). Как же тогда иудаизм мог оказать влияние на формирование этого культа в Танаисе, если там, вероятнее всего, вообще не было евреев? Во-вторых, в боспорских надписях анонимный бог имеет семь различных имен, а не только Бог Высочайший. Вполне можно предположить, что здесь речь идет о нескольких разных богах, а не об одном синкретическом. В-третьих, именно так, Теос Хюпсистос, Бог Высочайший, назывались по-гречески некоторые языческие боги (Сабазий, Митра, Зевс и др.). По этой причине классические еврейские авторы, такие как Флавий или Филон Александрийский, предпочитали не употреблять эпитет Хюпсистос (Высочайший), чтобы избежать путаницы. Подводя итоги, заметим, что очень немногие из боспорских надписей, в которых упоминается Бог Высочайший, имеют прямое отношение к иудаизму и еврейской общине Таврики. Подавляющее большинство надписей, где упоминается Теос Хюпсистос, были оставлены нееврейскими общинами, поклонявшимися языческим богам. По мнению авторитетного израильского исследователя Ю. Устиновой, в Танаисе и других городах Боспора понятие Теос Хюпсистос использовалось в качестве греческого обозначения в основе своей иранского бога2. Значит, этот интересный культ, по большому счету, не имеет прямого отношения к истории формирования иудейской общины Таврики.
«Базилика 1935 года», на месте которой в IV—V веках находилась синагога
К иудаизму также не имеют отношения найденные на Боспоре и в Херсонесе абрасакс-геммы с изображением змееногого существа с щитом и греческой надписью, в которых Э. Соломоник усматривала связь с иудаизмом. Вряд ли имеют отношение к истории еврейской общины города и мраморная плита из Херсонеса с рядом римских имен и именем «Санбатион». Как убедительно показала Ю. Устинова, в римское время это имя совершенно необязательно указывало на принадлежность к еврейской общине, и даже наоборот, чаще встречалось среди неевреев3. Если говорить о псевдоисторических гипотезах, связанных с историей крымских евреев эпохи античности, можно также припомнить работу украинского историка начала XX века М. Грушевского, полагавшего, что средневековая еврейская колонизация Южной Руси и Восточной Европы генетически связана с боспорскими евреями, позднее передавшими свою религию хазарским завоевателям4. Данная теория, однако, не слишком-то опирается на сведения источников. Несмотря на то что тема нееврейского хазарского происхождения восточноевропейских евреев продолжает муссироваться и до сих пор, евреи-ашкеназы едва ли могли быть потомками тюркоязычных хазар и боспорских евреев. Все доступные данные указывают на то, что евреи средневекового Ашкеназа (Германии) были потомками еврейских эмигрантов из Франции и Италии.
* * *
Подводя итоги пребывания евреев на территории Крыма в античную и ранневизантийскую эпоху, можно прийти к следующим выводам. Евреи переселяются в Тавриду, по-видимому, из Палестины и Малой Азии не позднее второй половины I века н. э., а возможно, даже несколько раньше. Основными центрами их жизни становятся города Боспорского царства в восточной части полуострова (Пантикапей / Керчь), а также на западе, в городе Херсонесе. Кроме того, в Северном Причерноморье евреи проживали также в античной Ольвии и городах Таманского полуострова. Относительно крупной по размерам, очевидно, была община на юге Крыма, на территории Партенита, о существовании которой нам известно только из эпиграфических памятников. Кроме того, немногочисленные еврейские общины поселяются также и в центральном Крыму, в Бахчисарайском районе (с. Вилино и Мангуп), а также, может быть, в Судаке и Карасане. По своей культуре эти первые поселенцы были максимально близки к эллинам, говорили на греческом языке, но продолжали верно следовать своим иудейским традициям и использовать иврит в качестве языка литургии и надгробных надписей. Иудаизм был, скорее всего, самой ранней монотеистической религией крымской земли. Распространенный же в Боспорском царстве культ Бога Высочайшего едва ли имел в себе какие бы то ни было иудейские корни. О пребывании евреев на территории Таврики в античный и раннесредневековый период убедительно свидетельствуют письменные, археологические и эпиграфические источники. Именно евреями (а не хазарами) были оставлены многочисленные каменные плиты с изображениями семисвечников и других иудейских символов. Жизнь еврейской общины на территории Боспора (Керчи) прерывается, вероятно, около VI века н. э., в то время как Херсонесская еврейская община, по всей видимости, продолжала существовать и в византийские времена.
Хазарский всадник (реконструкция М. Горелика)
Новая эпоха в жизни Крымской Иудеи наступает в VI—VII веках н. э., в связи с изменениями в политике византийцев по отношению к еврейским подданным, а также вследствие появления в Причерноморье новой волны жестоких кочевников — «неразумных» хазар.
Примечания
*. Генотеизм — одна из разновидностей политеизма (многобожия) или сложное переплетение монотеизма и политеизма. Генотеизм допускает существование многих богов, но сосредоточивается на почитании лишь одного избранного бога.
1. Schürer E. Die Juden im Bosporanische Reiche und die Genossenschaften der ebendaselbst // Sitzungsberichte der Preussischen Akademie der Wissenschaften. 1897. № 1. S. 200—225. См. критику: Ustinova, Yu. The Supreme Gods of the Bosporan Kingdom. Celestial Aphrodite and the Most High God. Leiden, 1999.
2. Ustinova. Supreme Gods... P. 183—254, 285—287.
3. Соломоник. Древнейшие... С. 14, 16; Ustinova. Supreme Gods.., P. 233—234.
4. См. критику этой теории: Берлин. Исторические судьбы... С. 53—54, 56.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |