Счетчики




Яндекс.Метрика



3. Источники на древнеармянском языке

Для истории хазар, особенно ранней (VII—VIII вв.), огромное значение имеет богатая древнеармянская литература. Возникнув уже в первой половине V в. после изобретения армянского алфавита Месропом Маштоцем1, эта литература довольно быстро стала развиваться как оригинальная и многожанровая. Уже в V в. появилось немало чисто исторических трудов по истории Армении и сопредельных стран. Позже возникла географическая литература. Интерес к северным кочевникам — гуннам, савирам, булгарам, хазарам — диктовался постоянными с ними контактами, прежде всего политическими и военными, так как эти кочевники неоднократно вторгались в Закавказье, прежде всего в Кавказскую Албанию. А поскольку в последней, несмотря на наличие письменности и литературы на одном из местных языков2, историография, по-видимому, существовала только на древнеармянском языке, да и вообще в VII—VIII вв. армянское культурное влияние в Албании было очень велико, то албанские сюжеты прочно вошли в собственно древнеармянскую литературу раннего средневековья3.

Закавказье издавна имело через знаменитый проход Чола (Чора)4 постоянные контакты с северокавказскими кочевниками. Когда возникла древнеармянская историография, в областях севернее Дербента господствовали племена — осколки Гуннского союза, распавшегося в середине V в. Ранние армянские писатели хорошо знали алан5 и маскутов6, и уже в самых первых исторических трудах фигурируют булгары, басилы, хазиры7. Примечательно, что все они уже во второй половине V—VI в. рассматриваются как старые насельники «северных стран», а порой их обитание в последних переносится в легендарную древность.

Наиболее примечателен здесь труд «отца армянской истории» Мовсеса Хоренаци. Правда, «проблема Хоренаци» окончательно не решена до сих пор. Согласно традиции, он жил в V в. и был одним из младших учеников создателя армянской письменности Месропа Маштоца8. Целый ряд крупных исследователей оспаривали это и относили деятельность Хоренаци к VII и даже IX в.9 Ныне господствует традиционная точка зрения, хотя не все доводы ее критиков опровергнуты. Но может быть, здесь надо винить поздних переписчиков? Во всяком случае, упоминание у этого историка булгар10 во времена легендарного Валаршака11 можно объяснить общим стремлением Хоренаци возвести все устои и условия Аршакидской Армении к этому «землеустроителю». Упомянуты у Хоренаци и хазары (хазиры)12, опять-таки в легендарном рассказе о царе Валарше, сыне Тиграна «последнего»13. Любопытно, что здесь Хоренаци ссылается на сирийского писателя Бардацана (Бардейсана)14, жившего во II в. н. э. Исторические труды этого сирийца не сохранились, и отсылки на него (как и по другим материалам вообще неведомого Мар Абаса Катину15) всегда вызывали много вопросов и недоверие. В рассказе Хоренаци о хазарах последние вместе с басилами через Чора вторглись в Закавказье. Это вполне могло иметь место в VI в., но не раньше. Возможно, что Хоренаци здесь связал реальную гибель какого-то армянского царя Аршакида I—II вв. н. э.16 в борьбе с северными кочевниками с современными ему обитателями прикавказских степей.

С VII в. количество данных о хазарах в древнеармянской литературе возрастает. Но даже у писателей VII в. упоминаний о хазарах немного. Это прежде всего относится к крупнейшему из них — епископу Себеосу. С его именем связывают «Историю», в начало которой включена так называемая Анонимная хроника, где излагается древняя история армян от легендарного Хайка17. Она во многом сходится с первыми разделами труда Хоренаци, но в ряде существенных деталей отличается от последнего18. Наиболее оригинальна часть от конца VI в. до 661 г., когда повествование заканчивается.

Надо сказать, что и в отношении этого источника не все ясно. Высказано мнение, что его написал вовсе не Себеос19. Для нашей цели это существенного значения не имеет. Важно другое. Себеос (будем его так именовать в соответствии с традицией) подробно описал войны Ираклия с Хосровом II. Союзником императора был властитель северных кочевников — хакан, который в некоторых других памятниках называется и хазарским хаканом. Между тем у нашего автора, писавшего где-то в 50—60-х годах VII в., он именуется «царь северных стран», подвластные ему «азги» («народ, племя») находятся на севере, за Каспийскими воротами («Касбиа-кан дур»)20. Поэтому есть основания полагать, что речь идет о каком-то кочевом объединении, из которого хазары еще окончательно не выделились. М.И. Артамонов называет этих кочевников тюркюто-хазарами21, но вопрос не столь прост.

В VII в. была составлена «Армянская география» («Ашхарацуйц»), которую прежде приписывали Мовсесу Хоренаци, но ныне ее автором чаще всего считают армянского ученого VII в. Ананию Ширакаци22. Труд очень своеобразен по составу: в него вошли сведения, восходящие к античным географам (Птолемею и Марину Тирскому), данные, взятые из почти полностью утраченных среднеперсидских географических сочинений23, и материалы (прежде всего по Кавказу) местные, закавказские. В разделе о Восточной Европе имеется список народов и племен, связанных с Булгарским и Хазарским союзами24. Датировать эти сведения можно 60—80-ми годами VII в.

Больше всего сведений о хазарах у историка VIII в. Левонда (Гевонда)25, описавшего положение Армении под властью арабов в VII—VIII вв.26 В связи с этим в «Истории» Левонда подробно рассказано об арабо-хазарских войнах; сведения этого историка дополняют информацию арабских писателей, отличаясь от последних тем, что рассказ ведет человек, одинаково враждебно относящийся и к халифам, и к их наместникам в Закавказье, и к северным «варварам» — хазарам.

У более поздних армянских историков (IX и последующих столетий) информация о хазарах невелика и взята от предшественников.

Особое место занимает «История страны алван», автором которой чаще всего считается Мовсес Каланкатваци, хотя есть и иные суждения27. Это историческое сочинение, посвященное Кавказской Албании, написано на древнеармянском языке, и потому уже входит органически и в древнеармянскую литературу. С последней связан и ряд сюжетов данного памятника. Однако основное содержание его — история Кавказской Албании, а потому труд этот надо считать и памятником албанской историографии, хотя установить его связь с существовавшей, но полностью утраченной литературой на албанском языке28 крайне трудно. Информация «Истории страны алван» о хазарах и других северокавказских кочевниках особенно содержательна для VII в., так как передает уникальные местные сведения о хазарских походах в Закавказье, албано-хазарских отношениях и т. д. Только в этом источнике содержатся значительные материалы о быте хазар, их религии в VII в. Поэтому для VII в. «Историю страны алван» можно считать основным источником о хазарах. В то же время по ней не всегда можно четко выделить хазар из числа других северных народов, т. е. родственных хазарам кочевников Северного Кавказа.

Примечания

1. Биографию Маштоца см.: Корюн. Житие Маштоца. Ереван, 1981; История армянского народа. Ереван, 1980. С. 97—100.

2. Об этом пишут Корюн (Указ. соч. С. 211—212), Мовсес Хоренаци (История Армении. Ш, 54).

3. См.: Новосельцев А.П. Генезис феодализма в странах Закавказья. М., 1980. С. 38; Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975. С. 259. См. также сочинения армянского автора XII—XIII вв. Киракоса Гандза-кеци и др.

4. В армянских источниках обычна эта форма названия района Дербента.

5. Мовсес Хоренаци. История Армении. II, 50.

6. Там же. II, 86.

7. Там же. II, 6, 9, 58, 65.

8. Корюн. Указ. соч. С. 188.

9. Абегян М. Указ. соч. с. 139—143.

10. Мовсес Хоренаци. История Армении. II, 6, 9.

11. В лице этого царя воплощены несколько древнеармянских правителей (Арташес I, Тигран II, Трдат I).

12. Мовсес Хоренаци. История Армении. II, 65.

13. О списке армянских царей у Хоренаци см.: Саркисян Г.Х. Армения эллинистического периода и Мовсес Хоренаци. Ереван, 1966. С. 79—89. На арм. яз.

14. О нем см.: Райт В. Краткий очерк истории сирийской литературы. СПб., 1902.

15. См.: Саркисян Г.Х. Указ. соч. С. 103—113; История армянского народа. Ереван, 1984. Т. 2. С. 455. На арм. яз.

16. История Армении этого периода слабо освещена источниками и даже точного списка царей не сохранилось. См.: Манандян Я.А. Труды. Ереван, 1978. Т. 2. С. 9—119; История армянского народа. Ереван, 1971. Т. 1. С. 765—795. На арм. яз.

17. Себеос. История. Ереван, 1939. С. 1—16. На др.-арм. яз.

18. У Себеоса (Указ. соч. С. 15) указано, что Трдат III, при котором Армения стала христианской, воцарился на 15-м году Диоклетиана, т. е. в 298 г. У Хоренаци (История Армении. И, 82) назван третий год Диоклетиана. От этой даты зависит установление времени принятия Трдатом христианства.

19. Абгарян Г. История Себеоса и проблема «Анонима». Ереван, 1965. На арм. яз.

20. Себеос. Указ. соч. с. 69, 151.

21. Артамонов М.И. Указ. соч. С. 142—156.

22. Абегян М. Указ. соч. С. 216; Еремян С.Т. Армения по «Ашхарацуйцу». Ереван, 1963. На арм. яз. Издания «Ашхарацуйца»: Патканов К. Армянская география VII в. СПб., 1877; Сукри А. Ашхарацуйц. Венеция, 1881.

23. Единственный реликт этой литературы издан Й. Марквартом. См.: Markwart J. A Catalog of the provincial Capitals of Eranshahr // Analecta orientalia. Roma, 1931.

24. Патканов К. Указ. соч. С. 16; Сукри А. Указ. соч. С. 26—27.

25. Форма Левонд — древнеармянская, Гевонд — новоармянская.

26. Левонд. История. СПб., 1887. На др.-арм. яз. О Левонде см.: Абегян М. Указ. соч. С. 241—245.

27. Об этом авторе и «Истории страны алван» см.: Мовсес Каланкатваци. История страны алуанк. Ереван, 1984. С. 5—22 (предисловие Ш.В. Смбатяна к русскому переводу памятника). Издание (критическое) оригинала: Мовсес Каланкатваци. Патмутюн алваниц ашхарh. Ереван, 1983.

28. См.: Новосельцев А.Л., Пашуто В.Т., Черепнин Л.В. Указ. соч. С. 42—43.

Предыдущая страница К оглавлению Следующая страница