Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика





Послесловие

День сегодняшний

Итак, сегодня, как уже указывалось, в Крыму проживает около 4,5 тысяч евреев, 600 караимов и 200 крымчаков, т. е. меньше одного процента от общего населения Крымской Автономии. Казалось бы, немного по сравнению с многотысячной еврейской общиной конца XIX века, и уж точно совсем немного по сравнению с 2,5-миллионным населением современного Крыма. И тем не менее многовековая загадка иудейской истории Крыма как никогда продолжает интересовать ученых, журналистов, политологов и читающую публику как в Крыму, так и за ее пределами.

Чем живет Крымская Иудея в наши дни? Каждое национально-культурное общество выпускает литературу, посвященную истории своего народа, периодические издания, информационные бюллетени и т. п. У еврейской общины Симферополя есть газета «Хаверим» («Друзья») и «Шолэм» («Мир»), у крымчаков — альманах «Кърымчахлар», у общины караимов — газеты «Къырым Къарайлар» и «Караимская газета». О крымских ашкеназах, хазарах, караимах и крымчаках снимаются документальные фильмы, об их истории продолжают дискутировать ученые, каждый год в Крым приезжают научно-исследовательские экспедиции и туристические группы, интересующиеся еврейской историей полуострова. У караимов и крымчаков есть собственные этнографические музеи (в Симферополе и Евпатории); небольшие выставки, посвященные караимской, крымчакской и еврейской истории, можно найти почти в каждом краеведческом музее автономии.

Школа бокса в здании бывшей караимской кенассы в Севастополе

Исключительно интенсивна общественная жизнь еврейской (ашкеназской) общины полуострова — тут сказывается и относительная многочисленность, и организованность, и постоянная связь с государством Израиль. В одном только Симферополе сейчас действуют одновременно такие организации, как община прогрессивного иудаизма «Нер-Томид», «Хабад», представительство агентства «Сохнут-Украина», Крымское республиканское еврейское общество «Яд эзра — Рука помощи», Благотворительный еврейский центр «Хесед Шимон», Еврейский студенческий культурный центр «Гилель». При центре «Хесед Шимон» работает клуб, музейная программа, воскресный образовательный комплекс для дошкольников, школьников и их родителей. В городе проводятся общинные фестивали еврейской культуры, концерты, выставки и многое, многое другое. Различные еврейские общины и организации есть также в Севастополе, Керчи и Феодосии.

Во всем мире сейчас около 30 000 караимов, большая часть которых проживает в государстве Израиль. Любопытно, что большинство караимов, живущих в настоящий момент на территории Крыма, России, Польши и Литвы, считают себя народом тюркского происхождения, караимы Израиля, Египта и США причисляют себя к представителям еврейского населения, в то время как среди караимов Франции и Турции есть сторонники обоих подходов. В Крыму караимы проживают во всех крупных городах; самые большие общины находятся в Евпатории и Симферополе. Караимская община Крыма пытается возродить утраченные полностью за время атеистического диктата религиозно-культурные традиции. Особенно ярко этот процесс проходит в Евпатории, где вновь ведутся богослужения в недавно восстановленных молитвенных комплексах. Правда, следует отметить, что, на наш взгляд, далеко не все традиции, в особенности те из них, которые связаны с религиозными практиками, удалось восстановить в той форме, в какой они существовали до революции. Главой религиозной караимской общины города является газзан Виктор (Давид) Тирияки, автор нескольких публикаций по истории евпаторийской общины.

Разрушенный вандалами семейный мавзолей на еврейском кладбище в Севастополе

По нашим оценкам, в различных странах мира — Украине (в том числе в Автономной Республике Крым), России, Израиле и США — проживают примерно 1200—1500 крымчаков. Наиболее интересна для историка и этнографа именно крымская община, являющаяся alma mater крымчакских общин других стран мира. Но, к сожалению, сейчас в Крыму проживает около 200 крымчаков. Жизнью крымчакской общины полуострова руководит культурно-просветительское общество «Кърымчахлар». Несмотря на малочисленность судьба крымчаков и их трагическая гибель во время Холокоста широко известны в Крыму. Из уважения к крымчакам и евреям, погибшим во время массовых расстрелов, совершенных нацистами с ноября 1941 по июль 1942 г., Верховный Совет Автономной Республики Крым постановил считать 11 декабря официальным «Днем памяти крымчаков и евреев Крыма — жертв нацизма». В этот день приспускается флаг Автономной Республики Крым. Наиболее значимыми представителями общины можно назвать безвременного ушедшего историка И.В. Ачкинази (1954—2006 гг.), филолога и художника Д.И. Реби, журналиста и писателя М. Пурима (Агатова). До недавнего времени в Москве жил генеральный директор Русского ПЕН-Центра А.П. Ткаченко, в молодости футболист, затем публицист, писатель, правозащитник, который безвременно скончался в декабре 2007 года. Незадолго до смерти он издал книгу «Сон крымчака, или Оторванная земля» (Москва, 2007) — художественный экскурс в многовековую историю крымчаков. Интересна также посвященная крымчакам художественно-журналистская книга Л. Мангупли, изданная в Израиле на русском языке1.

Большим событием в жизни общины является отмечающийся дважды в год (в июле-августе и 11—12 декабря) праздник тъкун2, т, е. день памяти крымчаков, расстрелянных нацистами в 1941—1942 годах. Этот поминальный обряд впервые был проведен в Симферополе в 1945 году. В наше время тъкун проходит в помещении симферопольского общества «Кърымчахлар» на ул. Крылова. Дважды в год вечером здесь собираются крымчаки со всего полуострова, читают кадиш (заупокойную молитву), поют песни о трагической гибели земляков; подают традиционные крымчакские блюда. Утром, в любую погоду, участники обряда отправляются на 10-й километр Феодосийского шоссе, к памятнику, установленному на месте расстрела крымчаков и ашкеназов. О страшных событиях Холокоста посетителям Крыма напоминают многочисленные памятники и стелы, установленные на местах массовых расстрелов.

Праздник Пурим в Благотворительном еврейском центре «Хесед Шимон»

Немногочисленные потомки субботников, все еще живущие в Сакском районе Крыма, по-прежнему помнят о религиозной принадлежности своих предков и даже хранят дома караимские молитвенники, хотя сами, конечно, уже почти не знают религиозных традиций отцов.

Современный турист и исследователь, желающий посетить Крым, будет ошеломлен обилием архитектурных и исторических памятников, так или иначе связанных с деятельностью проживавших здесь караимов, крымчаков, хазар и евреев-ашкеназов. Отметим, что в последнее время в этой области произошли как положительные, так и отрицательные сдвиги. С одной стороны, ряд памятников и объектов был восстановлен (или восстанавливается). Так, в Евпатории полностью восстановлены синагога «Егия-Капай», Торговая (Купеческая) синагога и уникальный комплекс караимских молитвенных домов. Реставрированы также обе караимские кенассы Чуфут-Кале; скоро, по-видимому, начнет восстанавливаться недавно переданная караимской общине Симферопольская кенасса3. Еврейским организациям Керчи было передано здание местной синагоги ремесленников; восстановлена и действует симферопольская синагога «Нер-Тамид» (Нер-Томид). Несмотря на эти радостные тенденции, необходимо отметить, что зачастую уровень реставрации, мягко говоря, не всегда соответствует общепринятым в мире стандартам. Понятно, что на привлечение настоящих специалистов потребовалось бы дополнительное финансирование, затянулись бы сроки восстановления, но ... факт остается фактом: нередко в результате неумелых реставраций был в значительной мере искажен оригинальный облик памятников.

Празднование Хануки в Симферополе в 5770/2009 г. Выступают дети общинного образовательного комплекса при Благотворительном еврейском центре «Хесед Шимон»

Многими культовыми зданиями, некогда принадлежавшими иудейской общине Крыма, сейчас владеют на редкость неожиданные учреждения. К примеру, в бывшей хоральной синагоге Феодосии сейчас располагается Дом офицеров флота, в Севастопольской кенассе по ул. Большой Морской — школа бокса, а к зданию Бахчисарайской кенассы так и вовсе невозможно близко подойти из-за монументального ограждения. Но и это не все. Самым страшным является то, что прямо сейчас, в атмосфере правового «беспредела» на наших глазах происходит уничтожение многих памятников иудейского круга в Крыму. Так, в 2008 году была уничтожена «за ненадобностью» Алуштинская синагога, в которой в Советское время размещался... кинотеатр. В 2006 году при разрушении стен симферопольской городской бани и прилегавшего к ней автопарка обнаружилось, что эти объекты были построены... из надгробных камней старого симферопольского городского кладбища XIX — первой четверти XX века. Многие из найденных камней принадлежали крымским ашкеназам, караимам и крымчакам, и тем не менее никто не сделал ничего, чтобы спасти и сохранить эти памятники. Все надгробия были вывезены с места стройки, и, по-видимому, навеки утрачены для истории. В ужасном состоянии находятся разрушенные и разграбленные вандалами караимские кладбища Евпатории и Феодосии, ненамного лучше и ситуация со старыми еврейскими кладбищами в Симферополе и Севастополе. И фактов подобного вандализма достаточно много.

Поговорим о чем-нибудь более радостном. История Крымской Иудеи исключительно привлекательна для современных ученых: крымские архивы до сих пор таят в себе тысячи неисследованных дел по истории крымских евреев XIX—XX веков;4 важные этнографические предметы хранятся также в фондах краеведческих музеев. Крайне интересны «архивы под открытым небом» — до сих пор не исследованные полностью караимские кладбища, содержащие в себе тысячи и тысячи надписей на иврите и представляющие собой неисчерпаемый кладезь информации о формировании караимской и раббанитской общин с XIV по XX век. Несмотря на то что работы на двух самых значимых из них — мангупском и чуфуткальском некрополях уже завершены, полной публикации всех памятников пока не последовало. Ну и, наконец, любой исследователь и турист может посетить десятки находящихся в Крыму историко-архитектурных комплексов, так или иначе связанных с историей Крымской Иудеи: городища Херсонес, Чуфут-Кале и Мангуп, старую Евпаторию с караимскими, крымчакскими и ашкеназскими молитвенными домами, татарскую часть Симферополя (Ак-Мечеть), где также жили караимы, крымчаки и ашкеназы, древнюю Каффу с ее караимско-крымчакской слободкой и многое, многое другое. Интересующиеся историей евреев XX века могут почтить память погибших, побывав на местах массовых расстрелов, или проехать туда, где до войны процветали еврейские колхозы.

Вывеска этнокультурного центра «Крымчаки» в Симферополе

В заключение попытаемся сделать футурологический прогноз. Перспективнее всего, на наш взгляд, выглядит будущее крымских евреев (ашкеназов): тут сказывается и достаточная многочисленность общины, и поддержка из Израиля, и многие другие факторы. Несмотря на усиление роста антисемитских настроений на Украине, в последние годы наблюдается даже некоторая тенденция к «обратной эмиграции», т. е. возвращению еврейских эмигрантов в Крым. Значительно сложнее выглядит ситуация с достаточно малочисленными караимской и в особенности крымчакской общинами. Большинство опрошенных нами респондентов, как правило, печально разводили руками, говоря: «Через двадцать лет от нас останутся одни воспоминания». Однако не хочется быть пессимистом. О вымирании караимов в литературе говорится как минимум начиная с начала XX столетия, а община при этом вовсе не собирается прекращать свое существование ни в Европе, ни в Крыму, ни в Израиле, ни в США. К тому же у нас перед глазами пример самаритянской общины, возродившейся фактически из праха: 150 человек в 1901 году и 654 — в 2004-м5. На наш взгляд, дальнейшее существование караимов и крымчаков во многом зависит от самих общин и их лидеров: если они сумеют заинтересовать своей историей и традициями молодежь России, Крыма и Израиля, кто знает, быть может, мы станем свидетелями этнокультурного и демографического ренессанса этих интереснейших этноконфессиональных групп.

Евпаторийские караимы из семьи Гелеловичей в Святой земле; одеты в местную арабскую одежду (Иерусалим, 1907 г.)

Так или иначе, но нер тамид, неугасимая свеча иудейской веры, зажженная в Крыму переселенцами из далекой Палестины две тысячи лет тому назад, все еще горит6. И знаете, как сказал поэт, «не все еще пропало, пока не гаснет свет, пока горит свеча»...

Примечания

1. Мангупли Л. Как по линиям ладони... Хайфа, 2009. Книгу можно найти также в сети Интернет (<www.proza.ru/avtor/mangupli>).

2. Слово тъкун происходит от ивр. тиккун (исправление, установление порядка — каббалистический термин, часто используемый в названиях специальных молитв) и является, по мнению М. Занда, сокращением от тиккун йом а-зиккарон (установление порядка дня памяти) или тиккун а-нешама (установление порядка [молитвы] о душе), аналог поминального дня йор-цайт у ашкеназов (Zand. Notes... P. 399—400).

3. См. подробнее: Романов Н.И. 50 лет в крымском эфире // ИНК. 2009. № 25. С. 244—245.

4. Краткий обзор см.: Кравцова Л.П. Обзор документов по истории евреев в фондах Государственного архива Крыма // ЕК. С. 100—109.

5. Снопов Ю.А. Самаритяне: история и современная этносоциальная ситуация // Этнографическое обозрение. 2004. № 3. С. 81—83.

6. Еще раз выражаю благодарность К. Эрлиху, впервые написавшему о евреях и иудаизме как о «неугасимой свече Тавриды» (Эрлих. Украина...)