Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика





Культурная жизнь в конце XIX — начале XX века

Лишь в конце XIX — начале XX века, в связи с некоторой секуляризацией еврейского общества, в Крыму стали появляться деятели культуры еврейского происхождения всероссийского масштаба. О большей их части написано и сказано так много, что ограничимся простым перечислением основных имен и событий. В Ялте, борясь с туберкулезом, провел свои последние годы поэт С.Я. Надсон (1862—1887 гг.). Здесь же жил А.П. Чехов. Подрядчиками при строительстве его дома были караимы Бабакай Кальфа и Исаак Синани. Антон Павлович дружил с Синани и часто захаживал в его книжно-табачный магазинчик. В конце XIX века в Крым неоднократно приезжал живописец И.И. Левитан (1860—1900 гг.); Крыму посвящен целый ряд его полотен. В 1904—1906 годах в Ялту переехал молодой С.Я. Маршак (1887—1964 гг.), поступив по рекомендации М. Горького в местную гимназию. Маршак, знаменитый переводчик и автор детских стихов, в молодости был убежденным сионистом. Свои ранние сионистские стихи он опубликовал в Крыму в журнале «Молодая Иудея» и в альманахе «Песни молодой Иудеи». После отъезда из Ялты Маршак познакомился с Исааком Бен Цви, позднее ставшим президентом государства Израиль. Мало кому известно, что уроженкой Ялты является Марута Менухин-Шер (1892/1896—1996 гг.) — мать и первый учитель великого скрипача Иегуди Менухина (1916—1999 гг.). В 1911 году Марута эмигрировала из Крыма в Палестину и никогда больше в Крым не возвращалась. Любовь к родному полуострову она пронесла с собой через всю жизнь — и привила ее своему гениальному сыну. Чрезвычайно эксцентричная женщина, Марута рассказывала биографам о своем то ли караимском, то ли татарском, то ли черкесском происхождении, хотя ее предки по материнской линии, по всей видимости, были евреями-ашкеназами. Вторую дочь Марута назвала «Ялтой» в честь родного города1.

В 1918—1920 годах, в то время как по всей России бесчинствовали большевики, Крым оставался последним независимым островком белой России. Естественно, что перед последующей эмиграцией за рубеж сюда приехали очень многие из уцелевших представителей русской культуры, в том числе и евреи. Среди них были такие известнейшие авторы, как поэт и философ Н.М. Виленкин (Минский), общение с которым оказало сильное влияние на молодого В.В. Набокова, И. Эренбург и О. Мандельштам. Особенно ярко пребывание в Крыму отразилось в творчестве О. Мандельштама (1891 — около 1938 гг.), приезжавшего в Крым и после установления там рабоче-крестьянской власти. Революционным событиям в Крыму посвящены прозаические очерки поэта; есть сведения об этом периоде и в воспоминаниях его жены Надежды Мандельштам. Крым был воспет поэтом и в стихах, а с караимской семьей Синани Мандельштам общался, еще живя в Санкт-Петербурге. В Крыму с Мандельштамом произошло крайне неприятное событие: в 1920 году он был арестован по ложному доносу, посажен в Феодосийскую тюрьму и вызволен оттуда лишь благодаря ходатайству М. Волошина2.

Караимские этнографические предметы: сумка для талита (справа), шитая золотом атласная куртка (слева), большой талит с привязанными по краям цицит (посередине внизу). Экспозиция Феодосийского музея древностей.

В 1919 году в Крыму проживал Саул (Шаул) Черниховский (1875—1943 гг.) — классический еврейский поэт, один из основоположников современной поэзии на иврите, литератор, врач и переводчик. После запрета на иврит в большевистской России Черниховский уезжает в Симферополь в 1919 году, где останавливается у М. Винавера. В 1921 году он публикует сборник Сонетот Крым (ивр. «Крымские сонеты»), в который входят 15 сонетов, написанных на изысканном литературном иврите. Вначале он следует по стопам Адама Мицкевича и посвящает свои сонеты Южному берегу Крыма, Ялте, Кикинеизу, Демерджи и пр. Но вскоре Черниховский отклоняется в сторону еврейских памятников. Особенный интерес представляют его сонеты «Древняя синагога в Феодосии», «Синагога в Чуфут-Кале» и «Чуфут-Кале — иудейская скала» (в двух частях)3.

Николай II посещает караимскую общину; справа от государя гахам С.М. Шапшал (Евпатория, 1916 г.)

С Симферополем и Гражданской войной в Крыму также связаны молодые годы знаменитой актрисы Фаины Раневской (Фельдман; 1896—1984 гг.). Об этом страшном времени говорит в своих воспоминаниях сама Раневская:

Крым. Сезон в крымском городском театре. Голод. «Военный коммунизм». Гражданская война. Власти менялись буквально поминутно. Было много такого страшного, чего нельзя забыть до смертного часа и о чем писать не хочется. А если не сказать всего, значит, не сказать ничего... В Крыму в те годы был ад. Шла в театр, стараясь не наступить на умерших от голода. Жили в монастырской келье, сам монастырь опустел, вымер — от тифа, от голода, от холеры. Сейчас нет в живых никого, с кем тогда в Крыму мучились голодом, холодом, при коптилке.

Исследуя историю развития культуры и образования в Крыму, нельзя обойти молчанием фигуру Соломона Крыма, крупного караимского мецената, одного из основателей Таврического университета. Уже в эмиграции, в 1825 году, С. Крым опубликовал сборник легенд и сказок под названием «Крымские легенды». Самая запоминающаяся из них — литературная сказка «Молитва Гахама», в которой автор эзоповым языком описывает страшные события эпохи Гражданской войны в Крыму. Наконец именно Соломон Крым в 1923 году на какое-то время приютил в поместье «Домен де Болье» на юге Франции молодого В.В. Набокова. По словам писателя, поездка во Францию и общение с С. Крымом оставили достаточно глубокий след в его биографии: недаром Крымский полуостров, караимы и Чуфут-Кале неоднократно упоминаются в произведениях Набокова4.

С Евпаторией связано детство и юность Б.И. Балтера (1919—1974 гг.), воспевшего родной город в автобиографической повести «До свиданья, мальчики» (1962 г.). К сожалению, это популярное в советское время произведено ныне несколько подзабыто.

Примечания

1. См.: Burton H. Menuhin: A life. London, 2001 и др. биографические работы. Полную историографию вопроса см.: Кизилов М. Менухин-Шер, Марута (1896—1996) // Крым в лицах и биографиях (справочно-лит. изд-е). Ред. А.И. Доля. Симферополь, 2008. С. 276—277.

2. Мандельштам О. Семья Синани // Мандельштам О. Избранное. М., 2001. С. 301—307; Мандельштам О. Очерки. М.-Аугсбург, 2003; Зарубин В.Г. Об аресте поэта Мандельштама в Крыму в 1920 г. // ЕК. С. 86—89.

3. Черниховски Ш. Ширим. Ч. 2. Тель-Авив, 1966. Ам. 235—237.

4. Кизилов М. «Я бесконечно благодарен Соломону Самойловичу...» Евреи, Крым и крымские караимы в жизни и творчестве В.В. Набокова // Параллели. 2009. № 10—11. С. 161—178; Он же. «Надежда, я вернусь!» Крым и крымские караимы в жизни и творчестве В.В. Набокова // ИНК. 2009. № 24. С. 133—140; Он же. Караим Соломон Крым: жизнь и судьба // ИНК. 2005. № 10. С. 86—96.