Рекомендуем

• По низким ценам дома из бруса фото для всех со скидками.

Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика





Израильские ученые сомневаются в том, что хазары принимали иудаизм

В Израиле ученые провели новое исследование исторических источников, связанных с хазарами. В этот раз профессор Шауль Штампфер из Еврейского университета в Иерусалиме, специализирующийся на исследовании еврейства Восточной Европы, решил рассмотреть вопрос религиозный. В течение многих лет общепризнанным фактом в мире считалось то, что хазарская знать приняла иудаизм в конце VIII века. После этого большая часть этого народа исповедовала иудаизм. Но профессор Штампфер усомнился в верности этого утверждения. Весной 2014 года в научном журнале Jewish Social Studies была опубликована статья, в которой ученый доказывает ошибочность общепринятой точки зрения. По его утверждению, хазары не являлись иудеями. В доказательство он приводит немногие исторические источники. А миф о всеобщем хазарском иудействе появился во многом из-за того, что историю этого древнего народа много раз переписывали и видоизменяли.

О хазарах сохранилось не так много сведений. Известно, что первые упоминания об этом народе появились не раньше VI века нашей эры. Пришли хазары откуда-то с востока, то ли сами были тюрками, то ли пришли вместе с тюркскими кочевыми племенами. Они расселились на территории современного Дагестана, но после распада Западно-Тюркского каганата, к 650 году, создали собственное мощное государство – Хазарский каганат. Этот народ существовал около пятисот лет и исчез, оставив не очень много следов. Некоторые сведения о хазарах имеются в описаниях арабских путешественников и византийских историков, в письменных источниках окружающих народов. Язык хазар неизвестен. Дошедшие до нас личные имена и названия схожи с тюркскими диалектами, с чувашским или монгольским языками. Как и все кочевники, хазары промышляли набегами, а зачастую и наемничеством. За три века они успели повоевать с персами, византийцами, арабами, тюркскими кочевыми племенами, славянами и многими другими народами. В X веке князь Святослав уничтожил оплот хазарской государственности. В исторических источниках XI века хазары упоминались в последний раз.

Начиная со второй половины XIX века истории хазар уделялось довольно много внимания. К настоящему времени существует множество исследований, посвященных этому древнему народу, его религии, истории исчезновения хазар, в том числе и опровергающих устоявшиеся каноны. Профессор Штампфер в своем исследовании говорит о том, что источников, подтверждающих иудейство хазар, совсем немного. Первая группа источников, подтверждающих эту теорию, относятся записки арабских путешественников и историков IX–X веков, в том числе знаменитого Ибн Фадлана, который путешествовал и по Волге. Вторая группа источников была написана еврейскими авторами в конце X века, уже после разгрома каганата Святославом.

В XII веке тема хазар была поднята философом, поэтом, врачом, раввином Иудой Галеви в его философском трактате «Кузари», написанном на арабском языке. Средневековый ученый рассказывает легенду о принятии хазарами иудаизма, при этом доказывая преимущества этой религии по сравнению с другими монотеистическими верованиями. Полное название трактата «Книга доказательства и обоснования в защиту презираемой религии». Это может наглядно показать истинные намерения автора. Пользуясь легендой, он хотел сплотить разрозненное еврейство на национальной почве. Вместе с этим он поспособствовал распространению мнения о том, что хазары являлись иудеями.

В своем исследовании профессор Штампфер говорит, что исторических источников, в которых говорится о хазарах, крайне мало, а тех, которые могли бы послужить доказательствами принятия хазарами иудаизма, практически нет. В частности, главным источником для многих ученых, доказывающих эту версию, являлась так называемая «Еврейско-хазарская переписка», состоящая из трех писем: письмо советника Кордовского халифа Абд ар-Рахмана III Хасдая ибн Шапрута к хазарскому царю Иосифу, его ответ Иосифа Хасдаю, а также «письмо Шехтера» — послание одного из подданных царя Иосифа некоему анониму из Кордовского халифата. Исследователи считают, что адресатом был тот самый Хасдай ибн Шапрут. При тщательном изучении этих писем профессор Штампфер пришел к выводу, что на их основании нельзя сделать вывод о повсеместном иудаизме хазар. А в остальных источниках о принятии хазарами иудаизма нет даже упоминания.

«Все это указывает на то, что ни хазарский царь, ни хазарская элита иудаизма попросту не принимали. Всю жизнь я исследовал то, что происходило в прошлом. Доказать, что нечто в прошлом не происходило, оказалось на порядок сложнее», — сказал сам Шауль Штампфер. Ученый полагает, что легенда о принятии хазарами иудаизма возникла из-за того, что российская, еврейская, а также хазарская истории в той или иной мере подвергались переписыванию на протяжении веков.