Поиск



Счетчики






Яндекс.Метрика





Некоторые факты о роли Крымской Иудеи в истории еврейской цивилизации

• Еврейская община Крыма является одной из древнейших еврейских общин Восточной Европы.

• Крым — единственный регион Восточной Европы, где одновременно проживали караимы, крымчаки, евреи-ашкеназы и субботники.

• Крым был единственным регионом Восточной Европы, иудейская община которого в раннее новое время на 75 процентов состояла из караимов.

• Для исследователей этнографии уникальными представляются деиудаизационные процессы, проходившие в XX веке в караимской и крымчакской общинах.

• Надгробия из Крыма и с Таманского полуострова II—IX вв. н. э. с надписями на иврите и изображениями семи- и девятисвечников — древнейшие памятники еврейской письменности на территории Восточной Европы, а также важнейшие памятники еврейской погребальной традиции античного периода.

• Херсонесская синагога, действовавшая в IV или V веках н. э., была древнейшим культовым еврейским сооружением на территории бывшего Советского Союза.

• Сформировавшаяся в Крыму крымчакская община представляет собой уникальную смешанную этническую группу, состоявшую из европейских, византийских и восточных евреев, молившихся по особому Каффинскому ритуалу и использовавших тюркский крымчакский этнолект в качестве языка повседневного общения.

• Каффинская синагога 1309 г. н. э. — единственная синагога в Восточной Европе, которая была построена в сельджукском стиле.

• Образ жестокого еврея-работорговца из Херсонеса в «Житии Евстратия Постника» был одним из наиболее ранних примеров использования негативно-назидательного образа еврея в европейской полемической и агиографической литературе.

• Проживавший в Крыму с 1506 г. Моше бен Яаков а-Голе (1440 или 1448—1520 гг.), был крупным средневековым каббалистом, философом, поэтом и полемистом.

• Найденные в XIX веке А.С. Фирковичем в Крыму и за его пределами манускрипты входят в сокровищницу мирового фонда еврейских рукописей.

• Инициированная А.С. Фирковичем, Д.А. Хвольсоном, А. Гаркави дискуссия о еврейской истории Крыма во многом стимулировала развитие отечественной гебраистики и хазароведения.

• До создания государства Израиль типографии в Чуфут-Кале и Евпатории были единственными в мире караимскими типографиями, а «Карай Битиклиги» (Евпатория) — единственной в мире караимской библиотекой.

• В 1919—1920 гг. в Крыму проживали и работали И. Трумпельдор (1880—1920 гг.) и молодые сионисты-халуцим («первопроходцы»); опыт аграрной деятельности в Крыму был применен в первых сельскохозяйственных общинах межвоенной Палестины.

• Еврейская колонизация межвоенного периода фактически превратила северный Крым в еврейский сельскохозяйственный район, в чем-то аналогичный Еврейской автономной области на Дальнем Востоке или сельскохозяйственным поселениям межвоенной Палестины; для многих Крым был альтернативой сионистскому проекту.

• В 1943—1946 гг. советским правительством на самом высоком уровне обсуждался проект создания в Крыму Еврейской Советской Социалистической Республики.

• К сожалению, именно в оккупированном нацистами Крыму была наиболее полно воплощена бесчеловечная политика гитлеровского решения «еврейского вопроса».

• С Крымом связаны страницы творческой биографии таких выдающихся представителей культуры, медицины, искусства, науки и политики, как С.Я. Надсон, И.И. Левитан, С.Я. Маршак, И. Менухин, Н.М. Виленкин (Минский), И.Г. Эренбург, О.Э. Мандельштам, С.Г. Черниховский, М.М. Винавер, Д.С. Пасманик, Ф.Г. Раневская, И.Л. Сельвинский, Б.И. Балтер, Д.М. Клугер, Г.Б. Остер Э.И. Соломоник, И. Брусиловский, С.С. Крым и др.

• Крымские евреи, караимы и крымчаки упоминаются в качестве действующих лиц в произведениях и мемуарах крупнейших писателей: В.В. Набокова, Н.С. Гумилева, Н.Н. Туроверова, А.И. Вертинского, Ф.А. Искандера, О.Э. Мандельштама, В.П. Крапивина, А.Т. Аверченко, В.В. Маяковского, И.Л. Сельвинского, С.Н. Сергеева-Ценского, А.К. Толстого, А.С. Грибоедова, К.Г. Паустовского и многих других.