Разделы
- Главная страница
- История каганата
- Государственное устройство
- Хазарская армия
- Экономика
- Религия
- Хронология ~500
- Хронология 501—600
- Хронология 601—700
- Хронология 701—800
- Хронология 801—900
- Хронология 901—1000
- Хронология 1001—2024
- Словарь терминов
- Библиография
- Документы
- Публикации
- Ссылки
- Статьи
- Контакты
Глава 3. Кто такие хазары
Итак, по словам Феофана, хазары вышли «из глубин Берзилии»1. Это мало что добавляет к нашим сведениям, поскольку, где бы ни находилась, с точки зрения Феофана, загадочная Берзилия (Берсилия, Барсилия), хазары с того времени, как о них стали появляться более или менее правдоподобные сообщения, обитали на западных берегах Каспия. Впрочем, что касается Берзилии, то и сама эта страна, и народ берсил (барсил, басил) неоднократно упоминаются средневековыми авторами.
Обычно Берзилию связывают с Дагестаном. Кудама, рассказ которого о предыстории строительства Дербентских укреплений мы уже цитировали, писал, что, когда коварный перс Хосрой Ануширван, подсунувший хазарскому правителю безродную невесту под видом царевны, «отправился к Хазарцу», они встретились «на месте, известном под именем ал-Баршалия»2 — оно безусловно находилось недалеко от границы, разделяющей Персию и владения «Хазарца».
Географический трактат, приписываемый Моисею Хоренскому, среди 53 народов, живущих в Сарматии, перечисляет хазар и басликов (они же — барсилы). Он сообщает, что барсилы живут в дельте Волги на острове, где они укрываются «от сильных народов Хазар и Бушхов, приходящих на зимние пастбища и располагающихся на востоке и на западе реки». Не вполне понятно, почему барсилы были так пугливы, что «укрывались» от хазар, — далее автор сообщает, что из этого племени происходила сама хазарская царица. Он пишет: «Царь севера называется хаган. Он владыка Хазар. Царица же, жена хагана, происходит из народа Басилов»3. М.И. Артамонов тоже выразил обоснованные сомнения по поводу запуганных хазарами барсил — он считает, что эти два народа жили в тесном союзе друг с другом, кочуя вдоль Каспия, от Кавказа до Волги4. Существует мнение, что барсилами называли алан, которые в VII веке действительно жили в Центральном Предкавказье5.
О том, как хазары появились в стране барсил, существует легенда, записанная в XII веке Михаилом Сирийским. В царствование императора Маврикия из Внутренней (то есть северной6) Скифии вышли три брата, ведя за собой 30 000 скифов. Они дошли до реки Танаиса (Дон), после чего один из братьев, по имени Булгар, перешел ее и направился к Дунаю. Здесь он заключил союз с византийским императором и получил от него Верхнюю и Нижнюю Мезию* и Дакию (земли на территории современной Болгарии и Румынии). Что же касается двух других братьев, одного из которых звали Хазарик (Хазариг), они дошли до страны алан Берсилии, расположенной на Каспии. Автор говорит о стоявших здесь городах, называвшихся «вратами Turaye», с не вполне понятным именем — некоторые историки считают, что имелся в виду Дербент. Жителей этой страны звали пугары, и они были христианами. А завоевавший их народ по имени одного из братьев стал называться хазарами7.
В том, что касается «скифа» Булгара, сообщению Михаила полностью доверять нельзя, поскольку болгары пришли на Балканы по крайней мере на полтора века позже царствования Маврикия. Но по поводу хазар сириец, возможно, несколько более точен, хотя хазары, напротив, появились в Прикаспии раньше, чем он пишет. Во всяком случае, упомянутую Михаилом Берсилию другие авторы тоже помещают на территории современного Дагестана. Кстати, население Дагестана в те времена, когда там появились хазары, действительно частично исповедовало христианство. Согласно церковному преданию, уже в I веке в окрестностях Дербента проповедовал Егише (Елисей), ученик «апостола от семидесяти» Фаддея — одного из семидесяти учеников Христа, посланных им нести слово Божие «во всякий город и место, куда Сам хотел идти»8. В начале IV века христианство стало государственной религией Кавказской Албании, в которую входила и часть современного Дагестана. Тогда же начинается приток миссионеров к кочевникам Прикаспия. А во второй половине V века албанский царь Ваче II сделал Дербент христианским оплотом Кавказской Албании в борьбе с зороастризмом9. Хазары, которые во все времена отличались высокой веротерпимостью, не препятствовали распространению христианства на землях Берсилии.
Отсюда, из Берсилии, хазары и начали свое победоносное шествие по степям Юго-Восточной Европы. По поводу того, что они обитали здесь по крайней мере начиная с VI века, сомнений не существует. Гораздо более спорным является вопрос о том, как они здесь очутились. На этот счет в ученом мире существует множество самых разнообразных и взаимоисключающих теорий.
Самой радикальной (и беспочвенной) из них является точка зрения Гумилева, который считает, что хазары — «потомки древнего европеоидного населения Западной Евразии» — никогда не жили в степях и не были кочевниками. С точки зрения автора книги «Древняя Русь и Великая степь», до III века н.э. они «ютились в низовьях Терека». Потом климат изменился, Волга стала более полноводной и образовала дельту, состоящую из множества рукавов. Жившие здесь кочевники-сарматы, гонимые избытком влаги и комарами, передвинулись в степь, а их место заняли хазары, которые комаров не испугались и распространились вдоль берегов Каспия вплоть до дельты. Они ловили рыбу, охотились и разводили виноград.
«В то время, когда степные водораздельные пространства захватывались последовательно сарматами (III в. до н.э.), гуннами (IV в. н.э.), болгарами (V в,), аварами (VI в.), мадьярами и печенегами, хазары спокойно жили в густых прибрежных зарослях, недоступных для кочевников, с коими они всегда были врагами»10. Здесь их завоевали тюркюты, здесь победители жили бок о бок с побежденными, вступая в связи с местными женщинами и передавая хазарам «некоторые антропологические и физиологические черты»11. И сюда, на берега Каспия, бежал во время смуты в Западно-Тюркском каганате наследник рода Ашина, чтобы стать во главе нового государства — Хазарского каганата.
«Царевич-беглец и его соратники, принятые хазарами гостеприимно, не слились с массой народа и не противопоставили себя ей. Они продолжали жить кочевым бытом, только зиму проводя в домах в Итиле...»12 Что же касается хазар, то они, согласно Гумилеву, «не рисковали выходить в степь» и «брали от природы только избыток, которым она могла смело поделиться: рыбу, виноград и плоды из садов»13.
Отметим, что, называя хазар «потомками древнего европеоидного населения Западной Евразии»14, тот же Гумилев в более ранней работе утверждает, что хазары — «потомки хуннских завоевателей и сарматских женщин»15. За тридцать лет, конечно, можно пересмотреть свое мнение... Но поскольку ни старую, ни новую точку зрения он не обосновывает, а другие специалисты отказываются даже обсуждать эту тему, вопрос об оседлых хазарах, которые всю свою долгую историю провели «в густых прибрежных зарослях», вероятно, можно считать закрытым.
Сегодня ученые, каких бы воззрений по поводу происхождения хазар они ни придерживались, во всяком случае, считают их кочевниками, наследниками тюркоязычных народов. Есть сведения, что хазары были одним из осколков Гуннского союза, смешавшимся с тюркютами (именно поэтому авторы настоящей книги позволили себе в первой главе так долго и, казалось бы, безосновательно говорить о гуннах), хотя за долгие века скитаний по Евразии первоначальные хунну, прежде чем превратиться в хазар, претерпели изрядные изменения и в облике, и в языке, и в культуре.
Византийские и арабские писатели почти единогласно причисляли хазар к тюркам (напомним, что к тюркам в широком смысле относят и гуннские тюркоязычные племена).
Сами хазары считали себя родственниками нескольких народов, преимущественно тюркоязычных. В знаменитом письме хазарского царя Иосифа испанскому еврею Хасдаю ибн Шапруту (Шафруту) говорится: «Знай, что мы (происходим) от сынов Иафета, от сынов его сына, Тогармы. Мы нашли в родословных книгах наших предков, что у Тогармы было десять сыновей, и вот их имена: первый — Агийор, (затем) Тирас, Авар, Угии, Биз-л, Т-р-на, Хазар, З-нур, Б-л-г-д, Савир. Мы происходим от сыновей Хазара; это седьмой (из сыновей)»16. Не все имена сыновей Тогармы расшифрованы, но среди них можно достаточно уверенно назвать родоначальников угров, гузов, авар, барсил, оногур, болгар и савир17.
Язык хазар, по свидетельству арабских авторов, был похож на язык гунно-болгар. Последний почти не сохранился, но по «Именнику болгарских ханов» и нескольким найденным в Дунайской Болгарии и на Волге надписям установлено, что он был близок к современному чувашскому и произошел от тюркского, на который оказали немалое влияние угры, некоторое время жившие под владычеством гуннов18.
От самого хазарского языка до наших дней уцелело очень немногое. Сегодня мы знаем, как по-хазарски назывались некоторые титулы и должности. Кроме того, известно, как примерно звучали слова «тризна», «цветок», «собака», «лось», «доблестный», «белый», «желтый», «черный», — их сохранили тексты, написанные на других языках. Известны и некоторые суффиксы, входившие в состав хазарских слов. Всего этого достаточно для некоторого филологического анализа. Марсель Эрдаль, специально занимавшийся исследованием хазарского языка, подчеркивает, что хазары — это «тюркский народ, говоривший на тюркском языке»19.
М.И. Артамонов подчеркивает тесное родство хазар с савирами (напомним, что это было угорское племя, попавшее под влияние гуннов и переселившееся с ними на запад). Не случайно Масуди называл хазар тюркскими савирами, а Балазури (арабский историк X века) именует главное савирское поселение в Азербайджане — «Хазар». Артамонов считает, что хазары и савиры составляли большое объединение родственных племен, во главе которого поочередно стоял то один, то другой народ, и соответственно всех членов этого союза могли называть то хазарами, то савирами20. В этом случае все те достаточно интересные сведения, которые оставили средневековые авторы о замечательных савирских инженерах — изобретателях осадных машин — и о воинственной савирской царице Боа, могут в равной степени относиться и к хазарам.
Крупный отечественный историк-востоковед А.П. Новосельцев подчеркивает роль тюркютов в образовании хазарского народа. Он предполагает, что известное еще из китайских источников тюркское племя «ко-ca» (с которым связывают этноним «хазары»), входившее в состав Тюркского каганата, попав в Предкавказье во второй половине VI века, ассимилировало савир, которые жили здесь еще со времен гуннского нашествия, и местные племена иранского происхождения, среди которых были барсилы, баланджары и другие21.
Кроме того, в науке издавна бытует предположение, что хазары произошли от племени акациров, обитавшего в V и VI веках н.э. в Восточной Европе. Ранневизантийский историк Приск Панийский в конце V века писал, что акациры жили «в припонтийской Скифии»22, то есть в степях Северного Причерноморья. Веком позже Иордан, описав балтийские народы, сообщал: «К югу соседит с ними сильнейшее племя акациров, не ведающее злаков, но питающееся от скота и охоты. Далее за ними тянутся над Понтийским морем места расселения булгар, которых весьма прославили несчастья, [совершившиеся] по грехам нашим»23. Таким образом, акациры оказывались живущими примерно в средней полосе Восточной Европы.
Высказывалось мнение, что акациры обитали там с древних времен и что еще Геродот описал их под именем ага-фирсов24. Но чаще их считают гуннами, осевшими на завоеванных землях25. Недаром «ак-хазир» по-тюркски означает «белый хазар» (гунны говорили на языке той же группы). Правда, Приск, которому принадлежит большая часть сведений об акацирах, называет их скифами, но этот автор, не балуя читателей разнообразием этнонимов, называет скифами и безусловных гуннов. Приск подробно рассказывает о том, как акациры, которые ко временам Аттилы были независимы от Гуннского союза (возможно, они от него откололись), создали крупное племенное объединение: «В Акацирском народе было много князей и родоначальников». Византийский император посылал им дары «для того, чтоб они, быв между собою в согласии, отказывались от союза с Аттилою». Но «тот, кому были поручены эти подарки, роздал их каждому князю не по достоинству», в результате чего обиженные акациры пошли на раскол и обратились к царю гуннов. Тот послал для наведения порядка «многочисленное войско». «Одни из князей Акацирских были этим войском истреблены, другие принуждены покориться», после чего Аттила поставил царем над непокорными акацирами своего сына26.
Но держава гуннов распалась, и племя акациров, уже и без того разобщенное, было оттеснено в степи Прикаспия, в земли барсил. Во времена господства гуннов оно было лесным или полулесным, высказывалось даже предположение, что само их название буквально означало «лесные люди»27. Теперь на первый план вышел тот факт, что они — кочевники, и их стали называть хазарами (от тюркского «каз» — кочевать, бродить)28.
Оригинальную точку зрения на происхождение этнонима «хазары» высказывает украинский археолог А.В. Комар, исследователь раннесредневековых кочевников: он предполагает, что хазары — это вообще не этноним и что так в Тюркском каганате называли воинское подразделение, состоящее из тысячи человек29. Кроме этих тюркютских «тысяч», которые могли состоять из людей разных национальностей, на берега Каспия в V веке переселились телесские племена. Когда-то они занимали территорию от Центральной Монголии до Северного Казахстана, получив название «уйгуры»30, входили в состав Тюркского каганата и вместе с ним участвовали в завоевании запада, хотя и совершали попытки отделения (не всегда удачные)31. Теперь некоторые из них были переселены тюркотами на северо-восточные берега Каспия и стали жить рядом с воинскими «тысячами». Местные жители, не видевшие особой разницы между своими завоевателями, даже и принадлежавшими к разным народам, стали звать всех пришельцев по названию их военных подразделений — «хазарами»32.
Перечисленные выше гипотезы в основном делают акцент на происхождении хазар из осколков Гуннского союза. Влияние собственно тюркютов на образование хазарского этноса в них если и признается, то считается не слишком значительным. А роль Иби-Шегуй-хана из династии Ашина сводится к тому, что он возглавил чуждое ему племя, придав ему вес сакральностью своего происхождения.
Но существует и гипотеза, которую можно условно обозначить как «тюркютскую». По мнению М.И. Артамонова, Иби-Шегуй-хан из рода Ашина, проиграв борьбу за власть, мог бежать в Северный Прикаспий не с небольшой свитой, а с многочисленной «дружиной» тюрок-нушиби33.
А.К. Аликберов указывает, что небольшому объединению гунно-савир в Прикаспии вряд ли было бы по силам сдержать натиск арабов в середине — второй половине VII века34. При этом «новорожденное» хазарское государство одновременно умудрялось вести активную экспансию в другом направлении: сокрушив Великую Болгарию потомков Куврата, подчинив Боспор и большую часть Крыма, хазары уже к концу VII века захватили огромные пространства степей Юго-Восточной Европы.
Из сообщений некоторых средневековых авторов можно сделать вывод о прибытии в середине VII века в область «царства гуннов» в Дагестане крупной и воинственной группы тюрок. Так, у арабского историка XIII века Ибн ал-Асира сообщается о союзе, заключенном в 652/653** году между тюрками и хазарами: «Тем временем тюрки объединились с хазарами и вступили с мусульманами в кровопролитную войну...»35 Возможно, именно вследствие этого союза чаша весов в противостоянии хазар с арабами стала склоняться в пользу первых.
М.И. Артамонов обращает внимание на то, что арабские источники, говоря о раннем этапе существования Хазарского каганата, различают хазар и тюрок36. При этом хронисты не всегда понимают, кого же они, собственно, имеют в виду под хазарами. Так, Масуди то называет хазар тюрками, то отказывает им в этом37.
Отметим, что арабские авторы X века сообщают о двух типах внешности у хазар. Ал-Истахри пишет: «Хазары не похожи на Турок; они черноволосы и их два класса: одни называются "Карахазары" (от тюркск. "кара" — "черный". Авт.); они смуглые, даже почти черные, подобно индийцам; другой класс — белый, видный по красоте и наружным качествами»38. Не известно, о ком, собственно, пишет ал-Истахри — о собственно хазарах или о жителях каганата (арабский путешественник мог не до конца разобраться в сложной этнической картине этого многонационального государства). Тем не менее, возможно, это намек на то, что среди тех, кого называли хазарами, могли существовать два достаточно разных этноса.
В 1971 году на Дону впервые был раскопан один из курганов, позднее названных «курганами Соколовского типа», или «с квадратными ровиками»39. Многие археологи считают, что они стали появляться в степи во второй половине — последней трети VII века — то есть в то самое время, когда, согласно письменным источникам, дагестанские «хазары» были усилены тюркютами, пришедшими из распадающегося Западно-Тюркского каганата. А.И. Семенов первым предположил, что курганы эти — тюркютские и что в них захоронены те, кого многие средневековые источники, повествуя о событиях начиная от середины VII века, называют хазарами40. Сегодня это мнение разделяют десятки исследователей41.
Таким образом, есть веские основания думать, что под словом «хазары» разные средневековые авторы имели в виду два достаточно разных народа. Сначала так называли жителей Северного Дагестана, происходивших, вероятно, из осколков Гуннского союза. Но после того, как сюда пришла мощная волна тюркютов, ставших ведущим этносом в основанном ими каганате, слово «хазары» перешло прежде всего на них. Именно эти люди, еще не успевшие смешаться с хазарами Дагестана (а возможно, так никогда с ними и не смешавшиеся), разгромили Великую Болгарию, подчинили Причерноморские степи и большую часть Крыма.
Конечно, какие-то процессы ассимиляции в государстве не могли не идти. Кроме того, со времен основания Хазарского каганата словом «хазары» могли называть любых его жителей (как иностранцы зовут «русскими» всех жителей России). Но прежде всего это слово теперь относилось к тем, кто определял его политику, представлял основную военную силу и непосредственно завоевывал новые территории, — а это были уже не гунно-савиры (акациры, уйгуры...), а тюрки...
Впрочем, это — только одна из нескольких гипотез о происхождении хазар, но авторам настоящей книги она представляется наиболее резонной.
Итак, народы, в конце концов ставшие хазарами, несмотря на все многообразие версий об их происхождении, вышли из глубин Центральной Азии в составе хунну, или тюркютов, или и тех и других. Эти люди проделали долгий путь до берегов Каспия. По пути они испытали многочисленные влияния разных народов, с которыми в какой-то мере смешались и с которыми их часто путали. Теперь, в середине VII века, они наконец определились со своей идентификацией, получили более или менее однозначное имя и образовали свое государство — Хазарский каганат.
Примечания
*. У М.И. Артамонова Мезия названа Мизией, но это — явная опечатка.
**. Через косую черту здесь и далее даны даты, переведенные из мусульманского календаря, начало года в котором не совпадает с григорианским.
1. Феофан 1980, с. 61.
2. Кудама 1903, с. 31.
3. Патканов 1883, с. 28.
4. Артамонов 2002, с. 150—151.
5. Новосельцев 1990, с. 91.
6. Евстафии. Комментарии к «"Землеописанию" Дионисия». 669. Перевод: И.П. Цветков / Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории, 1948, № 1, с. 250.
7. Артамонов 2002, с. 147—149; Новосельцев 1990, с. 80.
8. Лука, 10.1.
9. Ханбабаев К.М. Христианство в Дагестане в IV—XVI11 вв. Интернет-публикация: http://www.ive1875.narod.ru/texts/Other/Hanbabaev.htm.
10. Гумилев 1989, с. 38—39.
11. Гумилев 1989, с. 40.
12. Гумилев 1989, с. 41.
13. Гумилев 1989, с. 37—38.
14. Гумилев 1989, с. 39.
15. Гумилев 1964. с. 82.
16. Иосиф краткая редакция 1932, с. 74.
17. Артамонов 2002, с. 134.
18. Артамонов 2002, с. 68, 135.
19. Эрдаль 2005, с. 125—127.
20. Артамонов 2002, с. 146.
21. Новосельцев 1990, с. 83, 112.
22. Приск 1860, с. 59.
23. Jord. Get. 37.
24. Например, Ельницкий Л.Е. Комментарий к: Приск Панийский. Готская история / В.В. Латышев. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории, 1948, № 4. с. 252.
25. Артамонов 2002, с. 80.
26. Приск 1860, с. 44.
27. Пигулевская 1939, с. 110.
28. Гадло 1979, с. 59—60.
29. Комар 2006, с. 139—140.
30. Артамонов 2002, с. 90—91.
31. Комар 2006, с. 164.
32. Комар 2006, с. 149.
33. Артамонов 2002, с. 189, 197.
34. Аликберов 2010, с. 42.
35. Аликберов 2010, с. 56—57.
36. Артамонов 2002, с. 197.
37. Аликберов 2010, с. 59—60.
38. Ал-Истахри 1901, с. 49.
39. Клейн и др. 1972.
40. Семенов 1982, Семенов 1988.
41. Сводку см.: Науменко 2004, с. 58.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |