Счетчики




Яндекс.Метрика



Глава четвертая. ХАЗАРСКОЕ ГОСУДАРСТВО. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

5. Идеология (религия) хазар (начало)

В специальной книге о Хазарии было бы целесообразно дать раздел о культуре хазар. Однако ряд причин не позволяет этого сделать. Во-первых, крайняя скудость письменных источников, Во-вторых, неопределенность данных археологии, где материал по самим хазарам почти не вырисовывается.

В силу этого я сосредоточу внимание на одном вопросе - идеологии (религии) хазар. Я намеренно ставлю его именно так, а не в традиционном плане изучения принятия хазарами иудаизма, так как (и это я постараюсь показать) последний вопрос важен, но является лишь частью более широкой проблемы.

Хазары, как и этнические компоненты, вошедшие в их состав (тюрки, угры, иранцы), первоначально были язычниками, или, как их именовали мусульманские писатели, "ахл ал-аусан" (люди, поклоняющиеся идолам, идолопоклонники). О хазарском язычестве довольно подробно рассказывает Мовсес Каланкатваци, ссылаясь на албанского епископа Исраэла. Исраэл, как христианский священнослужитель, с возмущением описывает языческие обряды и, возможно, порой их искажает, желая показать "хонов" дикарями и, как он пишет, "преданными сатане" [587]. Так, описывая похоронные обряды, епископ отмечает, что "хоны" били в барабаны над трупами, наносили себе раны на лице, руках, ногах; нагие мужчины бились мечами у могилы, состязались в конной езде, а затем предавались разврату [588].

Описанные Исраэлом обычаи напоминают некоторые нравы древних скифов, охарактеризованные Геродотом [589], и, кажется, доказывают преемственность между древнеиранскими кочевниками и хазарами VII в.

Еще больше это подтверждается сведениями Исраэла о божествах, которым поклонялись "хоны". Среди таковых на первом плане фигурирует Куар, бог молний [590]. Имя этого божества иранское, хотя известную аналогию ему подыскать нелегко (может быть, от иранского названия солнца?). У Геродота и Аммиан Марцеллина упоминается божество скифов и алан, которого эти авторы называют Аресом или Марсом [591]. Иранское имя этого божества неизвестно. Ученые сопоставляют его с Батразом нартского эпоса [592], но известные нам варианты этого эпоса [593] могли не сохранить исконного иранского имени.

Более пространно Исраэл рассказывает о другом хазарском божестве, которое носило двойное имя - Тангри-хан и Ашандиат [594]. Второе Мовсес Каланкатваци прямо связывает с персами ("парсикк") [595]. По описанию Исраэла, это божество представлялось в виде огромного безобразного великана, которому приносились в жертву лошади в священных рощах, описанных епископом [596]. Весьма любопытно двойное имя этого божества. Тангри - известное тюркское племенное божество, варианты которого имеются у всех тюркских племен и народов (турок, азербайджанцев, туркмен, якутов, чувашей и т. д.), хотя ныне, кажется, выясняется, что имя его не исконно тюркское [597]. Но сам Каланкатваци, лишь один раз упомянув Тангри-хана, затем все время называет его именем иранского эквивалента Аспандиата [598]; надо полагать, этот вариант был более распространен.

Комментируя это место из Каланкатваци, Ш. Смбатян пишет, что неизвестно, был ли у древних персов культ бога Аспандиата, и полагает, что "Каланкатваци мог ввести в заблуждение корень "асп" в имени Аспандиат", который он отождествил с пехллевийским и зендским "аспа" - "лошадь" [599]. Затем Смбатян приюдит факт жертвоприношения лошадей у сармат и ссылается на комментарий Н. Адонца (который, в свою очередь, пользовался книгой Й. Маркварта) о герое иранского эпоса Спандиате, сыне Вистаспа, и его возможной связи с Спандаратом, чье имя встречается в роду нахараров Камсараканов. Н. Адонц, кроме того, предположил, что в Персии коннице находилась в руках рода Спандиата [600].

Попробуем разобраться в этом вопросе. Прежде всего, вряд ли правомерно связывать хазарского Аспандиата с древнеперсидскими или тем более армянскими богами. В древнеармянском существовало божество С(п)андарамет, которое Ж. Дюмезиль определяет как землю [601] и сравнивает [602] с иранским Спента Армаити [603].

Между тем имя Спандиат древнеиранское [604], оно встречается у Ктесия в форме Сфендадат. Так звали, согласно этому автору, мага, провозгласившего себя сыном Камбиза [605].

Вспомним имя героя иранского эпоса Спентодата (Спентадата, Испандата) [606]. В иранском эпосе, изложенном в "Шахнаме", Спентодат фигурирует в новоперсидской форме этого имени Исфендийар; подвигам этого героя, его борьбе с Арджаспом, а затем Рустамом посвящен последний цикл эпической части поэмы [607].

По ат-Табари, Исфендийар совершил поход к Баб-е Суд [608], т. е. Дербенту, и это наводит на мысль о связах его с Кавказом. Спентодат-Исфендийар - герой общеиранского эпоса и вполне мог существовать у сарматских племен. Вместе с тем в форме Аспандиат, а также в культе этого бога у хазар, несомненно, заложена и другая основа, связанная с иранским "аспа" - "лошадь". Вероятно, это было сарматское (массагето-аланское) божество, отражавшее культ лошади, столь важный у кочевников. В данной среде с ним мог ассоциироваться и древнеиранский культ героя Спендодата.

Кроме Куара и Тангри-хана-Аспандиата, епископ Исраэл отмечает у "хонов" поклонение огню, воде, луне, богам дорог и т. д. [609] С особой тщательностью он подчеркивает наличие многоженства, а также иные брачные формы - два брата берут одну жену, дети берут жен отца и т. п. [610] Возможно, это свидетельство неодинаковых брачных обычаев, существовавших у разных племен.

Если культ лошади ведет к кочевникам-степнякам, то поклонение священным деревьям - свидетельство иных влияний, возможно восходящих к финно-угорским племенам, вошедшим в состав хазар. Тот же Исраэл описывает огромный дуб, которому приносили в жертву коней, чьи головы и шкуры вешали на его ветви [611].

Таким образом, есть основания сделать вывод, что хазарское язычество представляло собой сложную амальгаму культов разного содержания и происхождения.

В условиях контактов со странами, где господствовали монотеистические религии (христианство, ислам), уже в VII ст. встал вопрос о принятии какой-либо из этих вер, так как они больше соответствовали и общим условиям эпохи, и интересам раннеклассового Хазарского государства.

Первая попытка принять монотеистическую религию хазарами относится к 80-м годам VII в. После убийства ишхана Кавказской Албании Джуаншера знать этой страны избрала правителем племянника убитого Вараз-Трдата [612]. "Великий князь хонов" Алп-Илутвер вторгся в пределы Албании, но посланный Вараз-Трдатом к Алп-Илутверу католикос Албании Елиазар сумел убедить владыку хазар в непричастности нового албанского князя к убийству дяди [613].

Упомянутый уже епископ Исразл ездил к армянскому католикосу Сааку и ишхану Григору Мамиконяну [614]. Официально цель миссии состояла в участии в переносе останков Григория Лусаворича [615] из Западной Армении в Валаршапат [616], но на деле речь шла о союзе с Арменией. Против кого? А. Н. Тер-Гевондян считает, что против хазар [617], но вряд ли это так, поскольку Исраэл сразу же после возвращения из Армении возглавил посольство на север [618]. Скорее всего, союз Албании и Армении в начале 80-х годов был направлен против Халифата, где в ту пору прекратились смуты, и сломившие своих противников Омейады начали вторую волну мусульманских завоеваний на севере и северо-западе.

Не удивительно, что посольство Исраэла было встречено с большим почетом [619] Алп-Илутвером, который, по-видимому, был наместником хакана хазар [620]. Следствием посольства Исраэла было принятие христианства Алп-Илутвером и его окружением. Рассказ Мовсеса Каланкатваци об этом составлен в традиционном стиле христианских преданий со знамениями и чудесами [621]. Однако главное - крещение Алп-Илутвера - сомнений не вызывает. Были разрушены языческие капища, срублены священные деревья. Согласно Каланкатваци, в г. Варачан был утвержден пайрапетский престол [622], т. е. была основана самостоятельная церковь во главе с пайрапетом-католикосом. Ответное посольство Алп-Илутвера было адресовано не только албанским ишхану и католикосу, но и католикосу и ишхану Армении [623]. Послы Алп-Илутвера съездили туда, а по возвращении в Албанию попросили дать им католикосом Исраэла. Вараз-Трдат и католикос Елиазар сначала воспротивились, но, когда хазарские послы заявили, что другого вардапета [624] они не желают, епископ Исраэл сам изъявил желание поехать к "хонам" [625].

Здесь сведения о дальнейших событиях у хазар кончаются. Епископ Исраэл упоминается еще раз, но в связи с албанскими делами [626], так что конец столь красочно описанного обращения "князя хонов" в христианство неясен. По другим источникам известно, что через два года состоялось сокрушительное нашествие хазар на Закавказье, во время которого погиб ишхан Армении Григор Мамиконян [627]. Чем оно было вызвано - можно только предполагать. Думается, что принятие Алп-Илутвером христианства было враждебно встречено основной частью хазарской знати; возможно, Алп-Илутвер пошел на это, пытясь создать себе независимое владение в пределах Приморского Дагестана, и потерпел поражение в борьбе с хаканом хазар. Никаких известий о нем после событий 682 г. нет, и как участник похода 684-685 гг. он не фигурирует. Следовательно, можно полагать, что его попытка утвердить христианство у "хонов" окончилась неудачей.

В последующее время, вплоть до 30-х годов VIII в., никаких известий о попытках изменения религии хазар нет. Очевидно, в этом не было необходимости. Языческая Хазария вела успешно (полностью или частично) войны, которые обогащали хазарскую знать добычей, и старые языческие боги, с точки зрения этой знати, прекрасно выполняли свою роль.

 

Примечания

[587] Мовсес Каланкатваци. Патмутюн... С. 240.

[588] Там же. С. 240-241.

[589] Геродот. IV, 71-72.

[590] Мовсес Каланкатваци. Патмутюн... С. 241.

[591] Геродот. IV. 62; Аммиан Марцеллин. XXXI, 2, 23.

[592] Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология, М., 1977. С. 62-67.

[593] Вариантов много: осетинские, адыгские, чеченские, абхазские и др.

[594] Мовсес Каланкатваци. Патмутюн... С. 241.

[595] Там же.

[596] Там же. С. 250. В то же время Аспандиат назван "скайозор каджин" (т. е. рожденный богатырем, храбрый) (Там же. С. 251). В честь него сооружались храмы и идолы (очевидно, изображения Аспандиата).

[597] Зарубежная тюркология. С. 75.

[598] Мовсес Каланкатваци. Патмутюн,.. С. 241, 246, 250, 252, 254.

[599] Он же. История... С. 212-213.

[600] Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана. Ереван, 1971. С. 447.

[601] Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев. М., 1986. С. 35.

[602] Там же. С. 33-35.

[603] Ачарян Р. (Этимологический коренной словарь армянского языка. Ереван, 1979. Т. 4. С. 172-173) дает разные значения, в том числе "ад, глубина земли", отсюда "сандара // метапет"-"адский князь".

[604] Т. е. присущее всем древним иранцам, а не только персам.

[605] Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1972. С. 132, 133; Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1986. С. 65-68.

[606] Мифы народов мира. М., 1982. Т. 2. С. 467.

[607] Там же. С. 574-575; Фирдоуси. Шахнаме. Т. 6. С. 166-321.

[608] Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 680.

[609] Мовсес Каланкатваци.. Патмутюн. С. 241.

[610] Там же.

[611] Там же. С. 250.

[612] Мовсес Каланкатваци. История... С. 120.

[613] Там же. С. 121.

[614] Там же. С. 122-123.

[615] Основатель армянской церкви (IV в.).

[616] Современный Эчмиадзин.

[617] Тер-Гевондян А. Н. Указ. соч. С. 50. В "Истории армянского народа" (Ереван, 1984. Т. 2. С. 316-317) четкого ответа на этот вопрос нет. В обобщающих трудах по истории Азербайджана (1958 и 1979 гг.) эти события вообще не затрагиваются. Есть старая статья С. Т. Еремяна (Моисей Каланкутуйский о посольстве к хазарскому хакану Алп-Илутверу // Записки Ин-та востоковедения АН СССР. М.; Л.. 1939. Т. 7).

[618] Мовсес Каланкатваци. История... С. 123-131.

[619] Там же. С. 124 и др.

[620] У Каланкатваци он назван ишханом (князем) хонов и отмечено, что (прежде?) этот сановник отличился в Туркестане при хакане хазар (вар хазр хаканин"), снискал любовь последнего (см.: Мовсес Каланкатваци. Патмутюн... С, 249; Он же. История... С. 127). Вероятно, Алп-Илутвер участвовал в каких-то войнах хазар в Средней Азии, о которых других известий нет,

[621] Мовсес Каланкатваци. История... С. 128-131.

[622] Там же. С. 132.

[623] Там же. С. 133-134.

[624] Учитель, здесь как синоним католикоса.

[625] Мовсес Каланкатваци. История... С. 134.

[626] Там же. С. 148.

[627] Левонд. Указ. соч. С. 16; История армянского народа. Т. 2. С. 317.